Профессиональное развитие преподавателей университета: конструктор возможностей
Каждый университет по-своему уникален, имеет свою историю и свои планы на будущее. В университет приходят преподаватели с разными компетенциями и собственными карьерными планами. Важно построить систему взаимодействия университета и преподавателей так, чтобы сохранить уникальность (и преподавателей, и университета), и достичь поставленных перед вузом стратегических целей. Для того, чтобы сохранить самобытность и помочь преподавателям университета достроить необходимые компетенции, а администраторам понять их запросы, и была разработана программа данной стажировки.
Стажировка «Профессиональное развитие преподавателей университета: конструктор возможностей» состоит из двух уровней, различающихся по сложности и результатам.
На первом - базовом уровне - мы предлагаем рассмотреть возможные сценарии профессионального развития преподавателя: академический, преподавательский, проектный. В качестве дополнительного сценария мы обсудим административный (например, академическое руководство образовательной программой).
Как проходит стажировка на этом уровне? Мы показываем нашу систему работы с преподавателями, помогающую им развиваться в выбранном профессиональном направлении. Используя полученные знания и предложенные практики, университет может внедрить подходящие инструменты для работы с ППС (то есть сложить собственную систему, используя разные детали как конструктор).
Второй - проектный уровень предполагает углубленное знакомство с отдельными практиками в соответствии с планами развития университета (как правило, отраженными в Программе развития).
Примерами таких практик могут быть редизайн образовательного курса или программы с применением основ проектного обучения или создание системы поддержки преподавателей вуза через институционализацию центров академического письма. Эти и многие другие практики мы разберем на втором уровне и определим степень их эффективности применительно к вашему вузу.
Собирать конструктор можно разными способами, исходя из потребностей целевой группы, пришедшей на стажировку. Так, для администраторов университета подойдут «пазлы» управленческих практик, для преподавателей и руководителей кафедр, образовательных программ - практики дизайна учебных курсов/образовательных программ или проектного обучения.
Результатом стажировки станет продукт, разработанный вашей командой, прошедший экспертизу со стороны НИУ ВШЭ.
Темы базового уровня:
- Дифференцированный подход к профессиональному развитию ППС
- Карьерные траектории ППС (академический, преподавательский, проектный, административный треки)
- Стимулирующие инструменты, в том числе инструменты привлечения молодых преподавателей
- Системы оценки
- Конкурс ППС
- Регламентация процессов как основа деятельности университета
- Адаптация преподавателей в университете
Для более глубокого погружения мы предлагаем следующие темы (по выбору участника)
- Преподавание в цифровой среде
- Проектное обучение
- Академическое руководство образовательной программой
- Управление талантами
- Инструменты лингвистической поддержки преподавателей для повышения публикационной деятельности
Перечень тем может быть изменен в зависимости от запросов участников стажировки.
Эксперты
Заместитель первого проректора ВШЭ, руководитель стажировки
Центр университетского партнерства: Директор центра
Директор по развитию преподавательского мастерства
Отдел по развитию академических компетенций: Начальник отдела
Департамент компьютерной инженерии: Доцент
Школа инноватики и предпринимательства: Советник
Управление делами: Начальник управления
Центр университетского партнерства: Заместитель директора центра
Департамент образовательных программ: Доцент
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Научный сотрудник
Заведующий Центром медиапрактик
Отдел цифрового стратегического развития и партнерства: Аналитик
Условия стажировки
Продолжительность стажировки: 2 недели.
Формат стажировки: дистанционный.
Начало стажировки: по мере набора группы.
Участники стажировки получают доступ к материалам стажировки, размещенным в информационно-образовательной среде НИУ ВШЭ.
При успешном завершении стажировки участники получают сертификат о прохождении стажировки.
С направляющей организации и/или стажера плата за участие в стажировке не взимается.
Отбор участников стажировки осуществляется на конкурсной основе.
Требования к участникам стажировки
- наличие высшего образования;
- наличие на момент подачи конкурсной заявки трудовых или образовательных (получение высшего образования по программам аспирантуры) отношений с образовательными или научными организациями Российской Федерации (включая организации, расположенные в городах размещения филиалов НИУ ВШЭ);
- отсутствие трудовых, образовательных и гражданско-правовых отношений с НИУ ВШЭ.
Для участия в стажировке потребуются
- заявление с визой руководителя направляющей организации или письмо руководителя направляющей организации; Шаблон письма
- мотивационное письмо; Шаблон мотивационного письма
- копия паспорта (1 страница и страница с отметкой о регистрации).